Историко-культурное наследие


Facebook
LiveJournal
VK
Ok.ru
YouTube
 

Посёлок Танхой возник на рубеже 19 и 20 веков в связи со строительством Транссибирской магистрали, и сыграл в этом процессе огромную роль. Танхой расположен в красивейшем месте на южном побережье озера Байкал.

На строительство дороги, в поисках лучшей жизни, ехали люди со всей России. Вдоль железнодорожной линии возникали новые станции, росли населённые пункты. Во время строительства магистрали и пристани резко возрастало население станции Танхой, где в доках, мастерских по ремонту вагонов, на пристани, в складах и на железнодорожном пути работало 300 рабочих, а на Танхойских угольных копях трудилось более 400 угледобытчиков. Название поселка происходит от бурятского Тохой, что означает «излучина, изгиб, чаша».

2 (15) июля 1903 г. на станцию Танхой прибыл первый поезд и в этот же день начал работу порт Танхой. До завершения строительства Кругобайкальской железной дороги через станцию и порт Танхой осуществлялись перевозки в Забайкалье и в обратном направлении. Участок железной дороги вдоль озера Байкал был очень сложным, и его строительство затянулось.

В портах Байкал и Танхой в 1904 году были установлены «станции беспроволочного телеграфа», первые и единственные в то время в крае. Тогда же в этих портах были установлены и мощные маяки. Недалеко от здания вокзала стоят водонапорные башни. Изначально они использовались для заправки паровозов водой. В то время требовалось большое количество воды для беспрерывной работы железной дороги, поэтому две башни функционировали одновременно. Со сменой технологий потребность в воде снизилась, более старую башню закрыли. Сейчас только одна – западная - работает для обеспечения населения поселка водой.

В 1906 году открылось железнодорожное одноклассное училище, а в 1909 году – общежитие при школе для учеников с соседних станций. При школе функционирует музей железной дороги. Большинство экспонатов музея создано руками школьников, здесь же представлены результаты их научно-исследовательских проектов.
Во время строительства железной дороги в поселке Танхой была построена. Она сгорела в 1930 году. В настоящее время церковь располагается в подсобном помещении за клубом. В 2010 году началось ее восстановление в первоначальном виде. Чертежи были сделаны на основе макета церкви, хранящегося в школьном музее железной дороги.
Здание фельдшерско-амбулаторного пункта было построено в 1904 году и сохранилось до настоящего времени.


До революции Танхой являлся центром волости, в которую входили все станции и другие населённые пункты от станции Мишиха до деревни Ново-Снежная. Здесь находилась земская управа. В 1918 году в Танхое одним из первых в Забайкалье возник Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В середине 30-х годов порт Танхой был построен заново и работал до конца 60-х годов. Особенно значительной его роль была в годы войны. Он был перевалочной базой между рыболовецкими колхозами, лесозаготовительными и другими предприятиями и железной дорогой, обеспечивающей нужды фронта и тыла.

В 1942-1943 годах в порту Танхой базировалось эвакуированное на озеро Байкал из-под Севастополя Военно-Морское училище береговой обороны имени Комсомола Украины. Занятия с курсантами проводились в построенной перед войной местной средней школе. 1 августа 1943 года в Танхое был произведён выпуск из училища офицеров военно-морского Флота.

Более 100 воинов из Танхоя отдали свои жизни за свободу и независимость Родины. Их имена высечены на памятнике, расположенном в самом центре поселка. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, уроженцу Танхоя подполковнику Василию Фёдоровичу Морозову в 1945 году было присвоено звание Героя Советского Союза.

Русский
Поделиться: